Венецианка: просто штукатурка или искусство?

08.01.2013

 

Венецианской штукатуркой (или веницианкой) сегодня именуют себя многие покрытия, но вот какое из них действительно оной является, нужно еще разобраться. Двойников — множество, только вот традиционный способ производства (корнями своими уходящий в далекое прошлое) при их изготовлении, очевидно, не соблюдается.

Краткий экскурс в историю
Венецианская штукатурка (по-итальянски — stucco veneziano) получила свое название благодаря месту, где долгие-долгие годы спустя после изобретения эта технология вновь получила свое заслуженное признание.

Как гласит история, зародилась она как таковая еще в Древнем Риме: именно там впервые были изобретены состав и разработана технология нанесения. Происходило это следующим образом.

Мрамор (на тот момент, пожалуй, самый популярный и доступный материал) интенсивно использовался при всевозможных строительных работах. Чего только с ним не умудрялись делать: молоть, тесать, полировать… Понятно, что не обходилось при этом без отходов, а именно: мраморной пыли (муки). Но для того, что бы положить мраморную плитку зимой будет нужна снегоуборочная техника для дачи, которую можно купить на сайте isolux.ru.

История умалчивает, кто именно подарил миру бесшовный тонкослойный мрамор, но факт в том, что способ смешения мраморной крошки с известью и природными красителями и нанесения этой массы на стену путем прессования в несколько слоев, успешно сохранился в веках и дошел до наших дней. Кстати сказать, при приготовлении раствора использовался не только мрамор, но и другие ценные сорта камней в перемолотом виде.

Помимо огромных возможностей, которые предоставлял данный отделочный материал в плане декорирования, он был еще и очень привлекателен с технологической стороны. Им было гораздо легче отделывать поверхности, чем, например, возиться с цельными мраморными глыбами, обтесывая, полируя и передвигая их.

Кроме всего прочего, некоторые поверхности просто не поддавались отделке мрамором, тогда как тонкослойная штукатурка в этом случае была как нельзя более уместна. Также материал удивительно стойко переносил перепады температур и воздействие влаги.

Очевидно, что именно благодаря этому свойству, материал и заслужил свое признание спустя несколько тысячелетий во время эпохи Возрождения в Венеции.
«Город на воде» (располагается Венеция на 118 островах) постоянно находился в условиях повышенной влажности, подвергался перепадам температур и порывистому морскому ветру.

Но благодаря мраморной штукатурке фасады зданий и спустя много лет продолжали сохранять свой первозданный вид. И это не говоря уже об интерьерах!

Так, во Дворце дожей по сей день можно наблюдать дошедшую до нас из далекого IX века, пускай немного потускневшую в красках, но полностью сохранившуюся декоративную штукатурку.
Из чего же, из чего же?..

Сегодня секрет древней технологии для производителей, как уже понятно, секретом не является. Однако существует и множество двойников, имитаций. Отличается настоящая, традиционная, воистину венецианская штукатурка от «ненастоящей», прежде всего, своим составом.

Основные компоненты такой штукатурки (они бывают в различных пропорциях) следующие:
1) Пыль. Пыль может быть как мраморной, так и из других благородных пород камня, как например: гранитной, известковой, кварцевой, малахитовой, ониксовой и т.п.

Порой смесь может содержать комбинацию из сразу нескольких материалов. При этом от степени помола камней напрямую зависят декоративные характеристики покрытия: чем помол крупнее — тем больше фактура покрытия напоминает тесаный камень, а чем мельче — тем рисунок тоньше и воздушнее.

Возможности современного оборудования позволяют размалывать камень даже на молекулярном уровне, поэтому можно смело делать вывод, что минеральная штукатурка — поистине великая находка. Помимо всего прочего, покрытие, которое получается в ходе ее применения, представляет собой не просто имитацию мраморной поверхности, а по сути является самой этой поверхностью.

2) Связующее вещество. В традиционной венецианской штукатурке таковым является гидрооксид кальция или, проще говоря, гашеная известь. Контактируя с минеральной пылью, известь вступает в реакцию карбонизации.

В результате этого процесса образуется похожая на сметану густая смесь — это, собственно, и есть штукатурка. Благодаря содержанию извести в составе штукатурки, покрытие наделено особой прочностью и способно без какого-либо вреда для качества впитывать и отдавать влагу, а, благодаря этому, в свою очередь, многие марки венецианской штукатурки прекрасно подходят для внешних отделочных работ.

Существуют также и особые, изысканные рецептуры. Их состав требует использования специальной извести — болотной. Выдержка ее должна быть не менее 20 лет (хранится известь при этом в ямах) — только в таком случае ее можно использовать в качестве связующего вещества.

Сегодня, однако, в дополнение к извести зачастую добавляют немного акриловых смол и прочих полимерных связующих: традиция от этого, к сожалению, несколько нарушается, но вот стоимость такого покрытия меньше, да и штукатурам «меньше возни».
3) Красители (пигменты).

В изготовлении венецианской штукатурки сегодня задействуют и органические (натуральные), и неорганические (синтетические) красители. Они, несмотря на свое принципиальное различие, идут, как говорится, только во благо: хорошо перемолотая органика не дает покрытию желтеть под воздействием ультрафиолета и омыляться (т.е. оно не становится склизским на вид); в свою очередь, высококачественная синтетика тоже хорошо переносит солнечные лучи и со временем не теряет свой вид.

Как внешне можно отличить «абсолютно» минеральную штукатурку от продукта, содержащего в своем составе малую толику синтетического вещества? Честно говоря, сложно.

Но опытные специалисты отмечают, что лишь настоящей венецианской штукатурке присущи уникальные оптические свойства отполированного мрамора: удивительный блеск, свечение будто бы из глубины камня, неповторимая игра тонких и насыщенных оттенков и проступающее на этом фоне затейливое переплетение прожилок.
Что касается цветового решения, то, как правило, выполняются мраморные покрытия в одной гамме оттенков, но возможны и другие варианты: от абстрактных пятен и узоров до абсолютно контрастных цветов; от золотистого блеска до налета патины и т.д.

4) Воск. Воск наносится на завершающий слой используемых в интерьерах покрытий. Назначение его двояко:
- Защитная функция — воск предохраняет покрытие из венецианской штукатурки от проникновения влаги и возникновения грязи на поверхности (тогда как попадание воды на незащищенное покрытие приводит к появлению пятен).

Вода, попадая на поверхность покрытой воском штукатурки, просто с нее соскальзывает, поэтому материал, как нельзя кстати, подходит для отделки ванных комнат или бассейнов.
- Декоративная функция — попадая на покрытие, воск начинает вести себя довольно агрессивно и проникает вглубь слоев.

Но цель такого поведения благородна: мраморное покрытие становится более блестящим, а цвета штукатурки — насыщенней и глубже. Однако стоит иметь в виду, что по традиционной методике, преимущественно благодаря ручному заглаживанию (запрессовыванию), достигается глянец поверхности, тогда как воск играет лишь вспомогательную роль.

Если же последнему отведена роль более высокого плана (а именно: основная), то очевидно, что данная технология получения светящегося покрытия имитационная.
Воск, кстати сказать, может быть разным.

- По происхождению выделяют воск:
- натуральный (пчелиный) — гладко ложится на поверхность и придает ей особый блеск и насыщенность тонов;
- акриловый — обладает лучшими, по сравнению с натуральным, физико-механическими свойствами.
- По отношению к цвету он может быть:
- цветным;
- прозрачным.

- По наличию/отсутствию блеска на поверхности выделяют воск:
- матовый;
- глянцевый.
Где можно, а где нельзя
Выше уже упоминалось, что венецианская штукатурка может быть либо универсальной, либо предназначаться для какого-то конкретного вида работ.

В первом случае в качестве примера могут быть внутренние отделочные работы: материал, используемый для отделки интерьера, не подвергается каким-либо существенным критическим воздействиям, поэтому возможности его использования практически не ограничены. Почему практически?

Потому что все равно существуют места в доме, где велика вероятность механических воздействий на покрытие, которые могут привести образованию царапин. Поврежденное таким образом покрытие восстановить невозможно.

Что касается второго случая, то тут все дело в географии — мы не Венеция, соответственно и климат наш гораздо суровее. Вот почему облицовка фасадов требует особого состава — известкового (кальцинированного) без вощения поверхности покрытия.

Даже притом, что известь весьма устойчива к проявлениям северного климата (снегопадам, морозам, косым дождям), хорошего мало: стоит только представить навалившийся на низ фасада сугроб или водопад, который льется на стену с крыши, как становится очевидной непоправимость возможных дефектов.
Декоративная штукатурка подходит для нанесения практически на любую поверхность, материал которой способен переносить нагрузку, однако не следует наносить ее на:
- Деревянную поверхность.

Так как дерево способно «дышать» — в скором времени неэластичная штукатурка будет покрыта многочисленными трещинами. Существуют, конечно, специальные средства (грунты), которые закупоривают древесные поры, но риск испортить дорогостоящий материал все же велик.

- Металл с высоким коэффициентом линейного расширения. Как и в случае древесины — трещин не избежать.
- Стыки поверхностей, отличающихся коэффициентами поглощения влаги.

Эти поверхности в случае, например, резкого включения отопительных приборов начинают высыхать с разной интенсивностью.
Подготовительные мероприятия

Прежде, чем наносить штукатурку, нужно тщательно подготовить основание: это позволит избежать трещин в дальнейшем. Как это происходит? Сначала для большей прочности поверхность армируют крупно- или мелкоячеистыми сетками.

После этого поверхность обрабатывается эластичной шпатлевкой, которая призвана идеально выровнять основание, дабы его микроскопические неровности не проявились потом на штукатурке. Далее, чтобы обеспечить сцепляемость (адгезию) основания со штукатуркой (попросту говоря, чтобы штукатурка не отваливалась от стены), посредством грунта глубокого проникновения основание грунтуется.

Иногда грунтовка происходит в несколько слоев. Грунт на этом этапе используют на основе как натуральной (т.е. минеральной), так и акриловой.
В конечном итоге получается идеально ровное, гладкое, монотонное и не подверженное абсорбции основание.

А теперь — самое интересное: технология нанесения!
Техника, пережившая века
Помимо конкретных компонентов, истинная венецианская штукатурка обладает специфической техникой нанесения:

1) Покрытие всегда образуют несколько тончайших, почти прозрачных слоев, число которых может насчитывать от 2 до 10. От их количества зависит степень свечения штукатурки: чем их больше, тем оно сильнее и заметней.

Происходит этот процесс за счет световых лучей, которые по-разному отражаются, падая под разными углами на разные же глубины покрытия. За счет такого глубинного свечения и складывается впечатление полированного мрамора.

2) Ручное заглаживание (запрессовывание) слоев — обязательный атрибут традиционной техники нанесения. Оно осуществляется шпателем, полутерком или теркой.

И мероприятие это, к слову будет сказано, не из веселых, а точнее — не из легких:
- Во-первых, все слои мраморного «бутерброда» должны быть идеально заглажены, так, чтобы поверхность в итоге была абсолютно ровной и блестящей.
- Во-вторых, каждый слой (состоящий, как мы помним, из пыли, связующего вещества и красителей) при этом необходимо спрессовать таким образом, чтобы толщина его в итоге составляла чуть больше 1 мм.

В придачу каждый слой зачищается наждачной бумагой по всему периметру — это придает ему большую гладкость.
3) Особые требования к мастеру-штукатуру.

Требований, как таковых, немного (но ведь суть не в количестве):
- навыки — должен ясно представлять, чем обернется каждое его действие (так, например, ляпнув где-то чересчур много штукатурки, есть риск получить попросту дырку в покрытии — поверхность в данной области отшелушится при повторном нанесении, а так как материал очень тонкий, исправить это возможным не представляется);
- терпение — чтобы обработать всего лишь 1 м2 одного единственного слоя, мастеру требуется где-то порядка 50 минут;
- большие физические возможности — каждый слой дается мастеру в буквальном смысле «потом и кровью» (в данном случае — просто потом): для работы нужно приложить такие усилия, что нагревается не только сам инструмент, но и стена;
- художественные наклонности — рисунок, получаемый в конечном итоге, составляют мазки каждого последующего слоя, наложенные на предыдущие слои — вот почему их следует наносить с промежутками и асимметрично, при этом четко представляя конечный результат;
Существуют техники, для выполнения которых от мастера требуется определенный профессионализм как художника.

Взять, к примеру, классическую фреску (художественная роспись по мокрой минеральной штукатурке). Стену для этого превращают будто бы в акварельную бумагу: поверхность ее делают рыхлой путем многократного нанесения штукатурки — так она способна хорошо впитывать краситель.

При этом масса нанесенного на стену материала должна составлять не меньше 1,5 кг, если же она будет меньше — поверхность попросту не будет впитывать. После подготовительных мероприятий можно осуществлять роспись. Фреску создают в несколько слоев.

Мастер-художник, четко представляя цвет, который ему необходимо получить, в работе использует составляющие этого цвета, постепенно переходя от светлых оттенков к более темным. Сочетание художественных способностей с современными технологиями позволяет создать эксклюзив, уникальное произведение искусства (как это ни громко будет сказано).

Но есть и менее вычурные декоративные эффекты: визуально они выглядят ничуть не хуже, зато более просты в исполнении. Так, чтобы получить контрастный орнамент, достаточно нанести на узорчатый трафарет, которым предварительно накрывается первый слой, слой штукатурки более светлого или более темного оттенка.

А путем интенсивной сушки поверхности строительным феном можно получить эффект потрескавшегося «от времени» покрытия.
4) Особые требования к инструментам мастера.

Инструменты, используемые при работе с венецианской штукатуркой (шпатели, полутерки, терки), должны быть изготовлены либо из нержавейки, либо из полированной или кованой стали. И не меньше.

Обычная сталь при интенсивном натирании под воздействием твердых песчинок мрамора оставляет на штукатурке мелкие крупицы металла, дающие грязные полосы на покрытии.
5) Оговоренная температура для нанесения материала.

Ее определяет каждый производитель персонально для своей марки. Как правило, это диапазон +5+35оС, но нужно помнить, что если в помещении чересчур сухо и тепло, покрытие высохнет быстрее, а это не очень хорошо повлияет на процесс карбонизации.

Когда разобрались с нанесением покрытия, пришло время упомянуть о технике его эксплуатации. Затрат как таковых она не требует — покрытие по природе своей довольно неприхотливо и в то же время долговечно.

Но что касается вощеной поверхности, то здесь нужно усвоить три ключевых момента:
- нельзя мыть такое покрытие абразивными моюще-чистящими веществами;
- очищать поверхность лучше губкой, слегка смоченной в воде;
- если в помещении влажность повышенная — восковой слой лучше периодически (раз в год-два) обновлять.
Про двойников

Поговорим об имитациях. Технологии, имитирующие венецианскую штукатурку (подвенецианки) обладают иным составом и иной техникой нанесения.

Обычно основа этих покрытий дисперсионная или акриловая, но имитировать мрамор могут и некоторые краски для отделки (они образуют глянец). Надо отдать должное этим покрытиям — они обладают целой массой преимуществ по сравнению с покрытиями на минеральной основе, среди которых:
- повышенная прочность;
- морозоустойчивость;
- износоустойчивость;
- устойчивость к ультрафиолету;
- легкость очищения;
- внешняя привлекательность;
- большая гамма цветов;
- легкость нанесения;
- более дешевая цена.

Что ж, выбирать, как говорится, не нам. Если Вы истинный ценитель прекрасного и хотите облагородить свои стены подлинной венецианской штукатуркой, дабы ощутить частицу эпохи Возрождения в своем доме — теперь Вы знаете, как и что делать.

Другие новости по теме

Технология наземного лазерного сканирования

Технология наземного лазерного сканирования

12.04.2013
Триангуляционные сети На первый взгляд, наземное лазерное сканирование составом полевых работ больше всего похоже на традиционную фототеодолитную съемку. Но полная автоматизация измерений, ...
Удобства не только для города

Удобства не только для города

09.04.2013
Мы уже давно привыкли к тому, что в городской квартире многие проблемы, связанные с нелегким ежедневным трудом женщины-хозяйки, решены с помощью достижений технического прогресса. Стиральная, ...
Строительный материал — опилкобетон.

Строительный материал — опилкобетон.

09.04.2013
Не редко на рынке стройматериалов можно встретить материал под названием опилкобетон. Так что же он представляет собой? Какими характеристиками отличается, каким требованиям отвечает? Попробуем ...
Пол из бетонной стяжки

Пол из бетонной стяжки

15.04.2013
При необходимости ремонта старого деревянного пола, который не просто неровный, а даже имеет повреждения, самым оптимальным решением можно считать устройство на его месте бетонного пола из слоя ...
О стенах промышленных зданий.

О стенах промышленных зданий.

12.04.2013
Стены промышленных зданий бывают нескольких видов: навесные, несущие и самонесущие. Несущие стены используются при строительстве одноэтажных и многоэтажных зданий малых пролётов. Канализация должна ...